Главная » Я мама » Гиперактивные дети: причины и признаки гиперактивности — ЦДО №2

Гиперактивные дети: причины и признаки гиперактивности — ЦДО №2

Гиперактивные дети: причины и признаки гиперактивности

Каким образом, кто и на основании каких симптомов и результатов каких исследований ставит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности)? Как отличить просто активного и непоседливого ребенка от гиперактивного? Каким образом понять, в каком случае в плохом и неуправляемом поведении ребенка виновата физиология практически неуловимые изменения в работе головного мозга, а в каком недостатки нашего воспитания и неправильное отношение к своему собственному ребенку? Как понять — он сходит с ума потому, что не может совладать с собой, или потому, что ему отчаянно не хватает нашей любви и в своем асоциальном поведении он видит единственный способ воззвать к нам: мама! папа! мне плохо, я одинок, помогите мне, любите меня.

Гиперактивные дети: причины и признаки гиперактивности - ЦДО №2

Г.Н. Монина в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания, дает следующее определение СДВГ это комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаться в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.

Такие характеристики, как невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, присущи любому ребенку, особенно если речь идет о единственном и слегка избалованном мамушками и бабушками чаде. Но основное отличие ребенка гиперактивного от обычного ребенка, которому скучно или дискомфортно или просто такое настроение сегодня, заключается в том, что гиперактивный ребенок такой всегда, везде и в любом окружении: и дома, и в школе, и с друзьями. Он просто не может быть иным. Это не его вина такова конституция его психики. Он не в состоянии владеть и управлять ни своими эмоциями, ни как следует управлять своим телом (наблюдения свидетельствуют о том, что три четверти таких детей страдают диспраксией, попросту говоря неуклюжестью). Его нельзя ругать за это. Применение жестких воспитательных мер только усугубит чувство собственной неполноценности, неуравновешенность и вспыльчивость, и без того присущие детям с СДВГ.

Гиперактивные дети: причины и признаки гиперактивности - ЦДО №2

Несмотря на то, что первые симптомы СДВГ могут проявляться уже с самого рождения ребенка (повышенный мышечный тонус, плохой сон, постоянное срыгивание большого количества пищи), проблемы с таким ребенком начинаются, как правило, в детском саду и становятся наиболее заметными в начальной школе. Это связано с тем, что, попадая в детский коллектив, ребенок вынужден подчиняться общим правилам, тихо себя вести, владеть своими эмоциями, концентрировать свое внимание на учебных занятиях, которые далеко не всегда бывают интересными. Плюс к этому добавляется стресс, связанный с изменением привычной обстановки и необходимостью контактировать с большим количеством людей, на что ребенок, страдающий СДВГ, просто не способен.

И если детский сад все-таки предполагает еще некоторую свободу в выборе активности, то начальная школа строго регламентирует как продолжительность и интенсивность, так и выбор видов деятельности. Учебная деятельность представляет собой большую трудность для детей, чья способность концентрировать свое внимание и управлять своим поведением нарушена.

Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребенка гиперактивности, делятся на три группы: дефицит внимания, двигательная расторможенность и импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующую схему наблюдения за ребенком с целью выявления возможных признаков гиперактивности.

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.
  1. Постоянно ерзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
  4. Очень говорлив.
  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. Плохо сосредоточивает внимание.
  4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других нет, на одних уроках он успешен, на других нет.)

Согласно П. Бейкеру и М. Алворду, если в возрасте до 7 лет постоянно (на протяжении более полугода) проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

В России психологи традиционно выделяют следующие признаки, являющиеся симптомами наличия СДВГ у ребенка:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки объединяются в те же самые три группы:

  • чрезмерная двигательная активность;
  • импульсивность;
  • отвлекаемость-невнимательность.

Несколько отличается только цифра необходимого наличия признаков. Российские специалисты считают диагноз правомерным, если у ребенка в течение шести месяцев наблюдают по меньшей мере восемь симптомов из вышеприведенного списка.

Наличие у ребенка данных признаков не является достаточным основанием для постановки диагноза. Это лишь причина для проведения дополнительного обследования у соответствующих специалистов. К сожалению, практикующие психологи отмечают тот факт, что нередко ярлык гиперактивность приклеивается сотрудниками общеобразовательных учреждений любому неудобному ребенку и служит своего рода прикрытием для нежелания или отсутствия у педагога опыта или возможности должным образом организовывать работу с детьми.

Поэтому еще раз повторяем ни педагог, ни родители, ни школьный психолог или психолог в детском саду не могут самостоятельно, без специальных диагностических исследований и консультаций с неврологом и психоневрологом поставить диагноз гиперактивность. Поэтому если после проведения очередной серии тестов или просто после очередной выходки вашего чада педагог, психолог или администрация дошкольного учреждения или школы вызывают вас и ставят вашему ребенку диагноз гиперактивность, то вы имеете все основания усомниться в их профессиональной компетенции. Максимум, что они могут сделать, это посоветовать вам обратиться к специалисту. Причем нужно заметить, что данная консультация является делом абсолютно добровольным!

Другими словами, никто ни директор или администрация школы, ни психолог, ни воспитатели или учителя, ни родители других детей не имеют права требовать от вас обязательного прохождения медицинского освидетельствования или исследования. С другой стороны, ни психолог, ни учитель или воспитатель, ни директор школы или заведующий садика не имеют права сообщать другим детям или их родителям результаты психологических тестов или любых других медицинских исследований, проведенных в учебном учреждении, другим детям, их родителям, ни кому бы то ни было еще, кроме законных представителей несовершеннолетнего ребенка. Это нарушение медицинской тайны.

В случае же, если психолог или классный руководитель в корректной форме информируют вас о наличии проблем с поведением и концентрацией внимания у вашего ребенка, идеально начать с подробной и доверительной консультации с хорошим педиатром, которому вы доверяете и который поможет вам разработать план дальнейших исследований, посоветует хорошего невролога и, в случае необходимости, психоневролога. И только после получения результатов диагностических исследований, по совокупности мнений нескольких врачей (как минимум — педиатр и невролог), ставится диагноз СДВГ.

О admin

x

Check Also

У детей конфликт: надо ли вмешиваться родителям?

Соперничество между братьями и сестрами почти неизбежно. Но что могут сделать родители, чтобы оно не дошло до открытой вражды? Катрин Ванье (Catherine Vanier), психоаналитик; Анна Скавитина, детский аналитик; Александр Черников, ...

Конфликты с прохожими — как их избежать?

Автор: Ирина Куприянова п-к КИСкина Затея Откуда: Саратов Сообщений: 12600 Пол: Женский Возраст: 39 [1978-10-28] у меня живут: южнорусская овчарка Жора, вельш корги пемброки Шустрик и Тутушка, цвергпинчеры Кеша, Няша ...

Конфликтные ситуации на детской площадке, Сто тысяч почему

Как выйти из конфликтной ситуации на детской площадке Большинство родителей, гуляя с детьми на детской площадке, постоянно сталкиваются с различными конфликтными ситуациями. Чаще всего такие ситуации возникают между детьми, но ...

Как избежать конфликтов со своими детьми, Мама

Детская психология сложна и многогранна. Она не может быть сведена к единым показателям, которые бы считались нормой каждый ребенок индивидуален. Более того, в дети разного возраста ведут и чувствуют себя ...

Как разрешить конфликт между детьми?

Разбираемся, как быть хорошими родителями. Как правильно научить ребенка читать. Как научить ребенка завязывать шнурки самому. Как научить ребенка нырять и плавать. Как научить ребенка слушаться родителей. Как объяснить откуда ...

12 конфликтных ситуаций на детской площадке

Наверно, многим из нас приходилось становиться свидетелем или участником неприятной ситуации на детской площадке. Для некоторых родителей такая ситуация являетя поводом для раздувания настоящего конфликта с целью выяснения кто круче, ...

Как избежать конфликтов в семье — Наталья Арслантюрк

Любая женщина знает, что психологическое здоровье семьи по большей части зависит именно от нее. Она является сердцем семьи и может менять погоду в своем доме. Именно поэтому женщине важно иметь ...

Детские конфликты и их решение

Детские конфликты на прогулке. Рекомендации родителям Детские конфликты в раннем возрасте возникают особо часто, и детские игры превращаются в настоящие истерики. Прогулки становятся испытанием и для ребенка, и для мамы. ...

Детские конфликты: стоит ли вмешиваться, ВитаПортал — Здоровье и Медицина

Для мамы и папы, бесспорно, их дитя самое любимое, и всеобщее внимание, обожание и игрушки достаются только ему. Но как только малыш попадает в общество себе подобных, будь то детская ...

Конфликты с ребенком

По мере того, как ваш ребенок становится старше, вам необходимо уделять ему больше времени. Обычно происходит всё с точностью до наоборот, чем самостоятельнее становится ребенок, тем меньше времени мы ему ...

Дети и родители

1.Конфликты между детьми и родителями. Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Взаимоотношения между членами семьи играют огромную роль в воспитательном процессе, и их нарушение влечет за собой ...

Как избежать конфликтов с детьми

Каждый человек это индивидуальность. У каждого из нас есть своя точка зрения, свои ценности, которые мы порой так рьяно отстаиваем. Как бы ни хотелось обратного, но конфликты являются одной из ...

Почему дети ссорятся? Можно ли этого избежать? Как вести себя родителям в разрешении детских конфликтов?

Почему дети ссорятся? Можно ли этого избежать? Как вести себя родителям в разрешении детских конфликтов? Вере три года, Коле – пять. Они поссорились. Вера кричит: — Мама! Не роди этого ...

Семейные ссоры, конфликты: причины и как их избежать

Семейные ссоры, конфликты, кризисы: причины и как их избежать Мы не откроем Америку, сказав, что даже в счастливых семьях иногда возникают семейные ссоры, конфликты. Однако научиться преодолевать конфликтные ситуации либо ...

Как избежать конфликта — на работе с коллегами, в семье, с родителями, с начальником, в коллективе

Эффективные способы избежать конфликтов в различной среде В статье приводятся общие рекомендации, как избежать конфликта. Рассмотрены основные особенности по недопущению конфликтных ситуаций в различных сферах: на работе, в семье, на ...

Подростковый возраст: как избежать конфликтов

Почему между родителями и детьми возникает полоса отчуждения? Как ее преодолеть? Как строить отношения с подросшим ребенком? На эти вопросы отвечает семейный психолог Юлия Смирнова. В подростковом возрасте ребенок занят ...

Конфликты в школе — причины и решение проблемы

Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Несмотря на то, что конфликты в школе доставляют множество негативных эмоций, как самому ребенку, так и ...

Психология конфликта и как его избежать

Во-первых, всегда, когда хочется что-то сказать в ответ разъяренному собеседнику, нужно сначала глубоко вздохнуть и досчитать до 10 Именно столько времени длится любая первая эмоция. Ключевым понятием в психологии управления ...

Как избежать конфликтов

Вся наша жизнь, как полотно, соткана из взаимоотношений с другими людьми. По факту рождения мы попадаем в огромный мир людей и с первых дней жизни учимся находить общий язык с ...

Как решить проблемы с родителями

Проблемы детей и родителей всегда занимали особую роль в жизни людей. Они становились центральным конфликтом многих художественных произведений, а сегодня являются одной из самых часто обсуждаемых тем психологов. И все ...

Как избежать конфликтов с детьми, Дошколенок — сайт для родителей

Если общение с ребенком превращается в бесконечные споры. Как не потерять контакт? Психологи считают, что чаще всего такое поведение родителей диктуется тревогой, которая связана с взрослением их детей. За этим ...

Рейтинг@Mail.ru