Главная » Я мама » Как избежать конфликта — на работе с коллегами, в семье, с родителями, с начальником, в коллективе

Как избежать конфликта — на работе с коллегами, в семье, с родителями, с начальником, в коллективе

Эффективные способы избежать конфликтов в различной среде

В статье приводятся общие рекомендации, как избежать конфликта. Рассмотрены основные особенности по недопущению конфликтных ситуаций в различных сферах: на работе, в семье, на улице. Даются рекомендации по противостоянию провокации конфликта.

В психологической науке рассмотрение специфики конфликтных явлений и процессов сориентировано на конструктивный подход. Это не означает, что конфликт не воспринимается как проблема. Скорее, ему просто дается особая характеристика как специфической деятельности в ходе взаимодействия индивидов, когда их разделяют противоречия и разница в интересах, целях, мотивах и намерениях.

Личностные причины и предпосылки конфликта могут быть сгруппированы по таким показателям:

  1. Базовые поведенческие характеристики – какое именно поведение доминирует с точки зрения психологических проявлений человека. Здесь и общие цели человека, его потребности, также – мотивирующие составляющие (что важно для человека, на что направляет свое особое внимание),
  2. Характерологические особенности и типология личности. Люди могут отличаться в сторону большей или меньшей личностной конфликтности в зависимости от психологических свойств. К ним можно отнести индивидуальные психологические и психофизиологические показатели людей, которые проявляются в самооценке, особенностях темперамента, в способе реагирования на действия и слова других.
  3. Необъективное оценивание и восприятие окружающей человека действительности. Занижение или завышение оценки личностных качеств окружающих или своих собственных может порождать многочисленные недоразумения, противоречия и сложности общения.
  4. Поведенческий стиль. В результате социализации, человек приобретает собственную манеру поведения, которая отображает привычки человека, его культурный уровень, особенности коммуникации с другими, эмоциональную нагрузку во время процесса коммуникации.
  5. Этические приоритеты и ценности. Одним из основных регуляторов людского общения являются нормы этики, в которых на практике отображаются подходы человека к добру и злу, справедливости и предвзятости, правильности или пагубности поступков. При общении с другими, каждый индивид осознанно или стихийно опирается на эти представления и чувствителен к их нарушениям.

Недопущение или предотвращение конфликта – особый вид деятельности, включающий в себя комплексное воздействие на коммуникативную ситуацию.

Характер подобной деятельности довольно разнонаправленный – начиная с общей работы в коллективе по поводу адекватного взаимодействия и организации деятельности, заканчивая индивидуальной работы каждого над собой.

Основываться нужно на функциональных обязанностях персонала:

  • где существует пересечение функций;
  • где они вступают в противоречия, дублируются или, наоборот, вовсе не охвачены организационными действиями.

Как избежать конфликта - на работе с коллегами, в семье, с родителями, с начальником, в коллективе

Разрабатываются или анализируются уже имеющиеся в наличии общие правила поведения сотрудников на рабочем месте:

  • учитывают ли эти правила скрытые острые углы общения или же возможные разногласия;
  • соблюдаются ли на практике или существуют лишь в теории.

С ними конфликты иногда возникают из ничего. В группе коллег общение с некоторыми окружающими может просто вызывать дискомфорт в силу самых разнообразных причин.

Важно отыскать удачную (оптимальную) линию поведения. Здесь необходимо разграничивать ситуации, когда общения с конфронтацией просто не избежать, со случаями, где усугубление ситуации нежелательно.

Вот те рекомендации, которые подскажут конструктивную линию поведения:

  • разграничения: значительные отрицательные эмоции и продуктивные отношения с коллегами всегда не совпадают, их нужно контролировать и разъединять;
  • формализация: раздражающий окружающих сотрудник будет более адекватно восприниматься, если взаимодействие с ним будет формальное – с четкими правилами и алгоритмами;
  • участие третьей стороны: если к урегулированию разногласий привлекается руководитель, необходима объективность в оценке ситуации и аргументы в поддержку той или иной позиции по налаживанию конструктивного взаимодействия;
  • ошибки: их допускает любой человек, потому возникает дилемма, нужно ли ошибки признавать или следует уйти в глухую защиту – в случае конфликта просто необходимо осознать собственную неправоту, ведь это право сильного и основа недопущения противоборств различного порядка;
  • с друзьями на работе нужно быть внимательными: иногда ничего так не портит дружбу, как совместная деятельность – разница в оплате, неравномерное распределение в поручениях, ресурсы и их раздача;
  • затяжной прыжок: если возникает малейшее напряжение в коммуникации с коллегами, не следует тянуть с реакцией – важно вовремя осуществить попытку все разъяснить, исправить и наладить.

А ты знаешь, в каком случае конфликты могут приносить пользу? Читай далее.

Памятка по общению с руководителем для недопущения разногласий:

  • контроль голоса: повышенные тона недопустимы, лучше инициировать спокойное, всестороннее обсуждение возникших недоразумений; пререкаться также не следует – более конструктивно выслушать начальника, дождаться паузы и корректно изложить свой вариант;
  • свидетели и третьи лица: недоразумения не должны выясняться в присутствии других коллег – в противном случае авторитет будет снижаться у обоих оппонентов, будут возникать сплетни, злословия и кривотолки, а за ними – еще большие разлады;
  • общение – только по делу: не следует мозолить глаза начальству, бегать за разъяснением и согласованием каждой мелкой детали деятельности, круг обязанностей должен предполагать самостоятельность в принятии решений, некоторые затруднительные ситуации, где ответственность возлагается на руководителя, очерчиваются отдельно;
  • шеф – тоже человек: за названием должности всегда существует не просто штатная единица, а личность со своими характеристиками, слабостями и сильными сторонами – если это учитывается в ходе коммуникации, возникает меньше несогласованных позиций;
  • ценности организации – основа всего: если их не принять, как значимые для себя самого, обязательно будут возникать неурядицы, споры и разлады с руководством.

Споры и разногласия с близкими людьми случаются нередко. Разница в подходах к ситуации, в оценках тех или иных событий, восприятии традиций и привычек неизменно влекут за собой ссоры, противостояния и стычки.

Что предпринять, чтобы избежать подобного? Несколько общих правил:

  1. Создание адекватных отношений. Особенности характера или темперамента члена семьи должны учитываться и терпимо восприниматься.
  2. Взаимные уступки. Чтобы что-то получить, нужно чем-то пожертвовать, необходимо уметь договариваться и идти навстречу оппоненту.
  3. Здесь и теперь. Прошлое нужно оставлять за пределами настоящего и не тянуть обиды за собой. Если же проблема возникает в данную минуту, и решать ее нужно именно сейчас, с учетом теперешних особенностей.

Поведение родителей иногда является запускающим механизмом, при котором детям хочется проявить свою конфликтную сторону.

Несколько нюансов, учет которых уменьшит количество ссор:

  • раздражаться нерезультативно: ребенок должен сам для себя осознать, что его нервная реакция на замечания родителей приводит лишь к ухудшению отношений – гораздо продуктивнее спокойно выслушать старших и попробовать объяснить свою позицию, ее обоснованность;
  • взвешивание ситуации: ребенку следует задуматься, чего он хочет на самом деле – отстоять себя в любом случае или сохранить позитивность отношений с родителями, чего хотят родители – позитивных изменений или покушаются на личностную свободу; следствием такого анализа должно быть оптимальное конструктивное поведение по отношению к старшим;
  • творчество: иногда очень полезно попытаться взглянуть на ситуацию с другой, не традиционной стороны, ребенок может предложить, например, поменяться с родителями местами – подобные эксперименты создадут лучшие условия для взаимопонимания;
  • внимание: иногда для недопущения разладов с родителями нужно просто уделить им и их переживаниям больше внимания, порой достаточно просто подойти поближе и проявить заботу или улыбнуться;
  • посредник: для недопущения конфликта с родителями ребенок может воспользоваться помощью других родственников (старших братьев/сестер, бабушек/дедушек, тети/дяди) – они выступят связующим звеном между оппонентами, помогут интегрировать позиции спорщиков.

Супружеские конфликты специфичны. Их характеризует несовпадение, обусловленное полом супругов и ролевыми различиями в семье.

Чтобы избежать разладов, следует помнить:

  • ценность спутника как личности;
  • провокации – не лучший способ мирного сосуществования;
  • всегда следует договариваться о распределении обязанностей и ответственности в паре заранее;
  • проявлять снисходительность и понимание к слабостям партнера;
  • суверенитет и его границы должны не только осознаваться супругами, но и не нарушаться.

Противоречие с родителями проявляется как конфликт поколений. Важно соблюдать относительную автономность каждого – как ребенка, так и родителя. Дети очень чувствительны: когда нарушено их личностное пространство – тогда предъявляются претензии к родителям.

Как избежать конфликта - на работе с коллегами, в семье, с родителями, с начальником, в коллективе

Упрямство, когда ребенок настаивает на своем (покупке игрушек, сладостей и т.п.), приводит к непослушанию и разладу между поколениями. Здесь важно не доводить до подобного и вовремя налаживать взаимоотношения.

  1. Совместный досуг, когда интересно и детям, и родителям, помогает уменьшить возможные противостояния.
  2. Нельзя ограничивать свободу ребенка – совершая ошибки, он сможет многому научиться и не допускать их в будущем.

По поводу обиды: дети часто не понимают причину наказаний и запретов родителей и реагируют обидой как защитной формой поведения. Тут следует пояснить подобную позицию родителей адекватным ребенку языком и понятными ему примерами.

Также, с целью предотвращения разладов, нужно формировать у ребенка стойкое представление о надлежащем поведении, эталоне хорошего:

  1. Для недопущения конфликтов с младшим поколением эффективно запасаться терпением. Именно оно будет подчеркивать объективность родителей и обоснованность их позиции.
  2. Юмор – также незаменимый помощник. Если превращать напряжение в улыбку, до несогласия и спора вряд ли дойдет.
  3. Это же касается искренности, внимания и простоты человеческих отношений – формируя подобное при взаимодействии с детьми, родители максимально уменьшат упрямство, обиды и агрессию детей.

В чем заключается суть конфликта поколений? Читай статью.

О нравственных конфликтах и способах их разрешения читай здесь.

Уличные неурядицы и недоразумения чаще неожиданны и спонтанны. Чтобы к ним подготовиться, необходимо оценивать при взаимодействии с людьми:

  • их адекватность;
  • особенности пространства (открытое или закрытое; безлюдное или многолюдное);
  • особенности времени (темное, светлое время суток, утро, день или вечер);
  • специфику ситуации (причины неурядиц, кто виновник, какие интересы).

С людьми, которые пытаются спровоцировать на конфликтные действия можно также найти оптимальную линию поведения.

Если, например, в транспорте достоинство человека пытаются унизить, следует реагировать добродушно и спокойно, а внутренне – снисходительно. Чаще подобным занимаются неуверенные в себе люди, пытающиеся подобным образом (выводя человека из равновесия) компенсировать собственные внутренние проблемы.

Ситуации помогут вопросы спокойным тоном и уравновешенный тембр голоса. Цель – узнать, что же именно способствовало раздражению провокатора?

Вежливость – фундамент безопасности. На хамство не следует реагировать еще большей руганью. Грубость, желание доказать свою правоту вызовут лишь большее противостояние.

Выделим общее. Для того, чтобы избежать конфликтного взаимодействия, необходимо:

  • четко понимать закономерности зарождения конфликта и его предпосылки;
  • учитывать факторы, способствующие эскалации и усугублению конфликта;
  • обладать умением применять на практике способы недопущения и профилактики недоразумений в общении, несогласованности позиций людей.

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

О admin

x

Check Also

Что мы будем вспоминать

Южная территориальная организация Российского профсоюза моряков Причем, начинать наслаждаться таким отдыхом можно заранее. Еще дома, прокладывая вместе с детьми приблизительный маршрут, не поленитесь поискать в интернете интересные места в шаговой ...

Гиперактивный ребёнок — что делать, Детские игрушки и развивающие игры

Современные дети все больше поражают своей активностью: они не могут ни минуты сидеть на месте, не могут сосредоточиться на одном занятии более 2-3 минут, везде лезут, все пробуют, пытаются все ...

Разговор с ребенком: ВСЕ О ГНЕВЕ

Финальная часть разговора с ребенком о ГНЕВЕ — стратегии укрощения этого чувства. Важно помнить о НЕУДАЧНЫХ ТАКТИКАХ борьбы с гневом, так как именно они будут всегда возникать автоматически. Без специального ...

Психолог Елена Карачкова

Само слово агрессия вызывает страх: воображение рисует нам разъяренного человека, крушащего все и вся. На самом деле, по мнению психологов, только неуправляемая агрессия может разрушать. И чем раньше человек привыкает ...

КРИЗИС 3ЛЕТ — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

В ашему ребенку ровно три. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает… Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь вам. И вдруг… ...

Дети индиго: информация для родителей о признаках детей с необычными задатками

Неординарные способности детей индиго – правда и вымысел о новом поколении Они совсем не такие, как мы. Они не похожи ни на взрослых, ни на своих сверстников. Это дети индиго ...

В школу – как в бой

Что делать, если вместо новых знаний ребенка в школе ждут агрессивные одноклассники Ваш малыш стал замкнутым, ищет причины, чтобы не пойти в школу, возвращается подавленным? Не стоит думать, что его ...

Детская гиперактивность, или Как направить энергию в нужное русло

Детская гиперактивность, или Как направить энергию в нужное русло Маленькие дети в определенном возрасте проявляют повышенную активность. Как правило, это происходит до 7 лет. Восновном, ребенок не может усидеть на ...

Бежать, шуметь, кусаться, Общество, Московские новости

Как не потерять ребенка в мегаполисе и что делать, если все же потеряли 1. Направить энергию ребенка в мирное русло У детей высокая поисковая активность. Ребенка зовет куда-то незнакомец, чем-то ...

Спортивный комплекс у вас дома

Дети всегда очень активны и с радостью участвуют в играх с элементами физической подготовки. Тяжело приходится в плохую погоду, когда прогуляться не удается, а дома простор ограничен. Малышам непременно необходима ...

Детская агрессия: что делать родителям малышей и дошкольников

Детская агрессия: что делать родителям малышей и дошкольников Ребенок от рождения до школы: как направить энергию в мирное русло Детская агрессия одна из самых частых проблем, с которой обеспокоенные родители ...

Кризис 3 лет: о чем нужно знать родителям: новости Украины

Любой кризис это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». То есть, с одной стороны, многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт), а с другой стороны, он сталкивается ...

Что делать, если малыш непоседлив и агрессивен

Ваш ребенок стал посещать детский сад и из мягкого и покладистого ребенка стал агрессивным и непоседливым. Что делать? Спрашиваете вы. Случается, что, попадая в новый для себя коллектив, малыш, напротив, ...

Как направить энергию малыша в нужное русло

Малыши и дети постарше все время узнают что-то новое. То, что для нас является привычным, для них оказывается открытием мирового масштаба. Маленькие исследователи неутомимы, они готовы изо дня в день ...

Наташа научилась заново ходить несмотря на приговор врачей

Наташа научилась заново ходить несмотря на приговор врачей Наташу впереди ждали перспективная профессия юриста, новые спортивные достижения — она занималась воздушной акробатикой. Как вдруг все планы перечеркнул несчастный случай на ...

Агрессия у детей: Общие вопросы

как помочь ребенку направить свою разрушительную энергию в мирное русло Общие вопросы которые могут быть интересны для обсуждения родителям детей инвалидов Общие вопросы Здравствуйте. Прошу простить меня за задержку с ...

Трудный возраст: особенности протекания подросткового кризиса у лиц с ОВЗ — Мой ориентир

Трудный возраст: особенности протекания подросткового кризиса у лиц с ОВЗ Всякий возрастной кризис это временное состояние, во время которого разрушаются старые привычные формы поведения, приоритеты и эмоциональные связи, чтобы через ...

Выбираем спортивную секцию — МОГИЛЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДИСПАНСЕР СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

Приобщение ребенка к спорту и физическим упражнениям происходит уже в раннем возрасте. Пытаясь подняться в детской кроватке и дотягиваясь до интересной игрушки или погремушки, маленький ребенок выполняет физические упражнения и ...

Демонстративность — в мирное русло!

Демонстративный тип личности вовсе не плох. Эти люди прекрасно чувствуют себя в тех профессиях, которые связаны со взаимодействием. Они достигают успеха как менеджеры, продавцы, поскольку обладают умением почувствовать клиента и ...

Энергию – в мирное русло

В прошлом номере мы начали разговор о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Сегодня мы расскажем о специально разработанных играх, которые помогут гиперактивному ребенку научиться контролировать и управлять своими ...

Как направить энергию активности в мирное русло

Как направить энергию активности в мирное русло Вариативно мыслящие дети очень активны от природы. Одна из ярких особенностей их характера – это способность успевать выполнять несколько дел одновременно. Например, такой ...

Рейтинг@Mail.ru