Главная » Развитие детей » Гиперактивность у детей — причины, симптомы и лечение

Гиперактивность у детей — причины, симптомы и лечение

Гиперактивность у детей ; причины, симптомы и лечение

«Неспокойный малыш! Ни минуты не сидит на месте! Опять высыпал конструктор, скинул куклы с полки, ударил другого ребёнка и убежал с его машинкой в противоположный угол группы!» – такие жалобы обычно слышат родители от воспитателей, забирая непоседливого дошкольника из детского сада. Психологи и невропатологи в один голос называют такого малыша гиперактивным. Подобная картинка ежедневно наблюдается у детей по всему миру. Она давно перестала быть редкостью и в нашей стране. По статистике, предоставленной дошкольными педагогами одного из подмосковных детских садов за 2016 год, гиперактивность была поставлена каждому третьему малышу от 3-х до 7 лет. год существенно не изменил эти показатели, и даже в некоторых возрастных группах увеличил их. Откуда такое явление, так ли это плохо и как его корректировать – все это будет освещаться в этой статье.

Гиперактивность у детей - причины, симптомы и лечение

Причины возникновения синдрома двигательной дисфункции (СДВГ)

Механизм развития гиперактивности на данном этапе до конца не изучен. Тем не менее, специалисты, занимающиеся этим вопросом, склоняются к трём факторам развития этой проблемы:

  1. Наследственный фактор – как правило, если исследовать родословные детей, страдающих этим синдромом, можно выявить, что ближайшие родственники (чаще по однополой с ребенком линии) тоже имели отклонения в поведении данного характера. Нередко черты некогда гиперактивного ребёнка можно заметить и в поведении самих родителей – взрослые ведут себя излишне суетливо, грызут ногти, стучат по столу пальцами или первым попавшимся под руку предметом, нередко бывают истеричными и несдержанными.
  2. Мутационный фактор – обусловлен приобретенным изменением в одном или в группе генов, отвечающих за формирование психики ребёнка. Данные преобразования возможны как на стадии формирования половой клетки, так и во время внутриутробного развития.
  3. Поведенческий фактор – проще говоря, это «псевдо-гиперактивность». Если посмотреть на психику такого ребёнка, то, скорее всего, ничего характерного для СДВГ не обнаружится. Такие дети, как правило, симпатизируют непоседам и стараются всячески подражать им. Это явление чаще всего наблюдается в дошкольном и подростковом возрастах, когда стремление быть как все подталкивает слабого и нерешительного ребёнка копировать поведение «атамана коллектива», чтобы не быть высмеянным среди одноклассников.

Гиперактивность или СДВГ (синдром двигательной расторможенности ребёнка) ; неспособность концентрироваться на определённом деле, частое переключение внимания, одновременно сопряжённое с двигательной активностью. Проще говоря, это дисфункция процессов торможения и возбуждения в пользу последних.

Известно, что за регуляцией этих процессов в организме человека стоит целый комплекс внутренних органов и систем – это нервная, гуморальная (гормональная), опорно-двигательная, дыхательная, сердечно-сосудистая и еще ряд многих органов, входящих в единый организм.

С точки зрения гуморальной нервной системы, за регуляцию этих процессов отвечают 2 ведущих гормона – норадреналин и допамин. Сдвиг в определённую из сторон каждого показателя приводит к внешнему дисбалансу в психике ребёнка. Эти процессы регулируются корой больших полушарий головного мозга, в ней осуществляется закладка всех сознательных импульсов. Процессы возбуждения и торможения – антагонисты друг к другу: смена их циклов – защитная реакция организма от перегрузок и застоев. У ребёнка данные процессы только начинают своё формирование, многому ещё предстоит перестроиться под диктуемый жизнью ритм.

И всё же, почему одни дети не по-детски спокойные, в то время как другие напоминают перекати-поле? Объяснение тут достаточно простое – дело в том, что дисфункция так же имеет разный характер: у одних детишек превалирует возбуждение, а у других наоборот – торможение.

Гиперактивные дети – самая настоящая педагогическая проблема для воспитателей, а в школьном возрасте – учителей и других педагогов. Неугомонные, они не сидят на месте, часто срываются с него во время занятий, мешают другим, в более старшем возрасте – грубят учителям в ответ на требование к дисциплине. Часто такие дети в основной массе и составляют компании трудных подростков. Как распознать в собственном чаде элементы гиперактивности и вовремя заняться устранением этой проблемы?

Психологи выделяют 2 формы СДВГ – аутичную и классическую.

«Вроде на гиперактивность и не похоже». Это латентная форма гиперактивности, при которой у ребёнка встречаются аутичные элементы поведения. Такая форма чаще отмечается у девочек младшего школьного возраста. При ней в первую очередь выделяется сильная отвлекаемость внимания – ребёнок словно и не присутствует на уроке. Он стремится познать всё вокруг себя: картины на стене класса, количество ворон на ветке (именно благодаря таким школьникам и пошла поговорка «считать ворон»). Наряду с таким разлитым вниманием параллельно наблюдается сильная двигательная активность – он может рвать в клочья бумажки, разбирать ручку, болтать ногами под столом. Если задевает соседние стулья и мешает другим детям – не осознаёт этого, так как делает это часто не произвольно.

В чём проблема таких детей?

  1. Из-за рассеянности внимания ребёнок часто попадает в неприятные ситуации, начиная от внезапно вытекшего на уроке стержня из пасты, и заканчивая тем, что, пока отвлекается на посторонние предметы, рискует лишиться своих собственных.
  2. Не усваивает информацию на уроке, так как попросту не слушает учителя. Это становится существенной преградой в качественном получении знаний.
  3. Невнимательность может пагубно сказаться в самостоятельных путешествиях ребёнка – он попросту пропустит свою остановку в транспорте и рискует заехать не туда, куда следовал.
  4. Первый этап формирования личной безответственности.

Данная категория составляет само понятие «гиперактивность», как ее принято воспринимать. Это основная форма двигательной расторможенности, встречающаяся у детей любого пола и возраста. Раньше было принято считать, что СДВГ – не заболевание, а педагогическая запущенность ребёнка, невнимание к нему со стороны родителей, безразличие от безысходности у преподавателей. По факту на таких детях либо ставили «крест», либо воспринимали их с лёгкой долей иронии.

Последние исследования всё же доказали, что синдром двигательной расторможенности является психическим заболеванием, которое необходимо вовремя корректировать. Но прежде, чем вносить корректировки, важно правильно выделить основные признаки, согласно которым можно говорить о наличие или отсутствие этого недостатка в данном конкретном случае:

  1. Неусидчивость – ребенок с двигательной расторможенностью не сидит на определенном месте. Ему нужно постоянно перемещаться в пространстве и, если он вынужден сидеть длительное время определённо локализованным – он начинает двигаться, качаться из стороны в сторону, двигать руками- ногами, мешать остальным детям, зачастую, внося лепту в их деятельность и зачиная, таким образом, потенциальный конфликт.
  2. Забывчивость – ребёнок с подобным отклонением на ходу забывает ту деятельность, которой занимался еще недавно, он может пойти в шкаф за расчёской, там в раздевалке встретить другого ребёнка, увидеть у него игрушку и забыть, куда он и зачем шёл.
  3. Рассеянное внимание – не способность концентрироваться на определённом роде деятельности и быстрая переключаемость к другим элементам, часто не несущим заданной нагрузки. Он может клеить кузов у машины, затем вспомнить, что вокруг неё бывают деревья (которых нет в задании!), достать карандаш и начать рисовать деревья. При этом про кузов он может не вспомнить вообще.
  4. Суетливость – неспособность планомерно выполнить определённое двигательное действие. Ребёнок по пути к раздевалке может начать обходить столики и стулья в группе, которые находятся совершенно в другом конце от двери. Во время просьбы воспитателя перенести несколько предметов и поставить их на определённые полки – будет несколько раз бегать туда-сюда с пустыми руками, забывая взять нужное, может взять не то, что ему сказали и поставить не туда. Бывали случаи, когда такие дети после прогулки складывали игрушки в корзинки чужой группы или вещи не в свои шкафчики, а часто и вовсе оставляли их брошенными.

Данному малышу нужна комплексная мера поддержки со стороны 3х и более видов специалистов:

Гиперактивность у детей - причины, симптомы и лечение

Психолог – ведётся работа на концентрацию внимания у таких детишек. Это различные ролевые игры, театральные постановки, беседы с ребёнком на определённые темы. В работе с такими детьми рекомендована индивидуальная форма занятий, где исключены отвлекающие моменты. Важно понять, в чём выражается большая заинтересованность у малыша, и работать над проработкой недостатков именно исходя из этого направления: если ребёнок интересуется железной дорогой – важно построить свои занятия в этой плоскости.

Педагоги – задача не забрасывать ещё глубже такого малыша, а наоборот, направить его в полезное русло, заинтересовать, подчёркивать его достоинства и минимум уделять внимание недостаткам:

  1. Сделать такого воспитанника «первым помощником», а процесс выполняемой им работы, постоянно держать на обозримом контроле и, если ребёнок начал отвлекаться – вовремя возвращать его к деятельности, которая от него требуется.
  2. Отмечать заслуги малыша перед родителями, подчёркивать, как он хорошо выполнил работу и слегка затронуть сторону недостатков.
  3. Корректировать поведение родителей, если те чрезмерно строги с ребёнком.
  4. Если провинился – строго, но без оскорблений, отругать за плохое поведение, объяснить ему, что он сделал не так, как надо было сделать и потребовать от него повторить всё сказанное.

Медики – как правило, их посещение рекомендуют в том случае, если первые две категории не справляются с поставленными задачами. Родителям советуют пойти на консультацию нейропсихолога, невролога или детского психиатра. Специалист оценивает комплексную работу нервной системы, беседует с ребёнком с целью оценки зрелости речевых функций и интеллекта, а затем подбирает лекарственные препараты, необходимые для коррекции дефекта.

Как правило назначается:

  • ноотропная группа препаратов для подпитки головного мозга;
  • медикаменты, поддерживающие сосудистый тонус;
  • витамины группы В, для гармоничного формирования нервных импульсов;
  • при необходимости ; ряд специализированных препаратов, направленных на стабилизацию процессов.

Из народных средств применяются различные успокоительные сборы, направленные на подавление преобладания возбуждающих процессов:

  • Таблетки валерианы (спиртосодержащая настойка не рекомендуется).
  • Чаи с липой, мятой, мелиссой.
  • Отвары дягеля, зверобоя.
  • С осторожностью даётся настойка пустырника.
  • Настои шиповника для повышения иммунных функций.
  • Перед сном рекомендуются хвойные или лавандовые ванны.

Родители – несмотря на то, что они зачастую не являются специалистами, их роль остаётся самой важной в жизни ребёнка. Их задачей становится – формирование правильного режима, как общего, так и питания:

  1. Составить и продумать правильный режим дня, чётко следить его соблюдение.
  2. Исключить раздражающие и продукты непонятного состава из рациона.
  3. Обеспечить спокойный своевременный отход ко сну: препятствовать всяческим активным играм, приглушить свет, снизить громкость звука телевизора (музыки) или вовсе выключить его.
  4. Контроль за информацией получаемой извне (интернет, друзья, школа, ТВ).
  5. Исключить стрессовые ситуации в семье, в особенности, связанные с разводом, постараться в присутствии детей быть деликатнее друг с другом.
  6. Понаблюдать за родственниками – нет ли фактора отрицательной настройки против одного из родителей, попустительства в воспитании, дурного примера.
  7. Участвовать в решении конфликтных ситуаций с педагогами, стараться быть ребёнку в них адвокатом, а не прокурором.
  8. Почаще разговаривать с сыном или дочерью о его внутреннем состоянии: что беспокоит, решать личные проблемы, не уводить общение в узкую плоскость «школа – уроки».

Ошибки, допускаемые в воспитательном подходе к ребёнку с СДВГ

Несмотря на то, что СДВГ во всём мире признана патологией и разработаны комплексы мер по помощи в её преодолении, по сей день взрослые допускают ряд серьёзных ошибок в обращении с такими детьми:

  1. Постоянно придираются и отдёргивают их, унижая при этом личность ребёнка, Чрезмерно критикуют каждое действие, при этом, не считая нужным хвалить.
  2. Допускают вседозволенность в поведении.
  3. У детей имеется бесконтрольный просмотр телевидения и Интернета.
  4. Стрессовые ситуации в семье, провоцирующие излишние переживания.
  5. Некорректное поведение с ребёнком одного из родственников (попустительство в развитии вредных привычек, грубых выражений, настрой против других членов семьи, пример асоциального образа жизни и т.д.).
  6. Нет контроля за режимом дня (позволяют ребёнку управлять собой).

Разумный подход к устранению проблемы – залог успешного её решения во всех сложных жизненных ситуациях. Личность отдельно взятого каждого малыша – будущее семьи и нации в целом.

О admin

x

Check Also

Причины возникновения страха темноты у детей и избавление от него

Страх темноты – один из наиболее распространенных детских страхов. Через это проходят практически все дети, и большинство из них со временем перерастают эту проблему.

Причины агрессивного поведения у детей

Если агрессивное поведение у всех детей проявляется примерно одинаково, то причины агрессивности могут существенно различаться. Условно принято разделять причины агрессивности на биологические (те, которые обусловлены наследственными факторами) и социальные (связанные со стилем воспитания и общения в семье, в детском саду и школе и пр.). Возможно ли объяснить агрессивность ребенка только генетически запрограммированными качествами? За рубежом существуют различные научные теории, в которых основной и единственной причиной агрессии называются врожденные качества человека.

Приучаем к аккуратности детей

Очень важный момент в воспитании аккуратности – умение следить за своей внешностью: поправить воротничок, колготки, штанишки, следить, чтобы пуговицы пальто были правильно застёгнуты и т д. – всё это по силам 3-4-летнему малышу.

Приметы весны для детей: весенние идеи для дошкольного обучения

Приметы весны для детей: весенние идеи для дошкольного обучения Весна приносит нам новую жизнь, изменчивую погоду и, конечно же, праздники. Воспитатели в детском саду могут использовать эти темы на своих занятиях, а также в проектах по декоративно-прикладному искусству.

Приметы весны для детей и взрослых

Кроме общеизвестной приметы весны, связанной с возвращением из теплых краев перелетных птиц, существуют сотни других народных весенних поверий. Прогнозы о том, когда ожидать потепления, какой будет предстоящая весна и что она оставит после себя, благодаря мудрости предков вы можете проверить уже сейчас! Чтобы в наше время древняя примета считалась актуальной, она должна нести полезную информацию, например, предсказывать раньше, чем синоптики, климатические изменения, прогнозировать стихийные бедствия, определять время прихода того или иного времени года.

Пример для детей: в чем дети нас копируют, Смелость быть настоящей

Блог о самовыражении, свободе быть собой и осознанной жизни Как часто вы осуждаете людей, которые беззаботно пьют на скамейках пиво, а их чада носятся вокруг своих непутевых родителей? И если не осуждаете, то хотя бы замечаете? Думаете ли о том, какой пример подают своим детям такие родители? Мне периодически приходится слышать как знакомые и не знакомые мне люди горделиво говорят, что не употребляют алкоголь, не курят и не ругаются матом, а значит, подают своим детям хороший пример.

Презентация — Безопасность детей в Интернете — скачать презентации по ОБЖ

Безопасность детей в Интернете Описание презентации по отдельным слайдам: Вирусы и программы-черви Программы, проника-ющие в компьютер для копирования, повреждения или уничтожения данных.

Православный форум Доброе слово — Просмотр темы — Наказание детей

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) Часовой пояс: UTC + 3 часа Зарегистрирован: 14 июл 2010, 22:20 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

Правила этикета за столом: нормы поведения во время приема пищи, как правильно вести себя дома и в общественных местах, застольный тон для детей и взрослых

Правила этикета за столом: нормы и культура поведения Застольные мероприятия – это экзамен для каждого человека на знание этикета и хороших манер. Современную жизнь трудно представить без походов в ресторан или в гости.

Правила этикета для детей школьного возраста (48 фото): уроки этики и правила общения с людьми для школьников

Правила этикета для детей школьного возраста: уроки вежливости Детское поведение неизменно беспокоит всех родителей. Оно должно строго следовать нормам этикета, но добиться этого, как думают многие, непросто.

Правила работы в сети Интернет и мобильных сетях связи для детей и родителей, Школа Сохондо

Правила работы в сети Интернет и мобильных сетях связи для детей и родителей Компьютер в наше время стал для ребенка и другом и помощником и даже воспитателем, учителем.

Правила поведения на воде детей в бассейне

Вода – это природная среда для человека с зачатия. Ведь дети целых 9 месяцев находятся в жидкой среде и рождаются уже с плавательными рефлексами. Но, если их вовремя не начать развивать, то к 3-3,5 месяцам они угасают.

Правила поведения за столом для детей или хорошие манеры

Правила поведения за столом для детей или хорошие манеры Являясь родителями, вы прекрасно знаете, что самые неприятные вещи дети делают в неподходящие моменты.

Правила поведения за столом для детей

Этикет для школьников. Правила поведения за столом для мальчиков. Некоторые молодые люди, очевидно, считая, что это выглядит оригинально, сидя за обеденным столом, локти ставят на стол, наваливаются грудью на стол, голову подпирают рукой, зевают, равнодушно при этом ковыряясь в тарелке.

Правила поведения детей за столом», Авторская платформа

«Правила поведения детей за столом» Подготовила: воспитатель Арбузова Г. И. МДОУ «Детский сад № 24» Когда начать обучение? Самый лучший возраст для усвоения манер поведения за столом – 2 года.

Правила поведения детей за столом картинках

Уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством. На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.

Правила поведения детей за столом

01 марта 2013 . Раздел Разное Являясь родителями, вы прекрасно знаете, что самые неприятные вещи дети делают в неподходящие моменты. Особенно нас раздражают разные шалости за обеденным столом.

Правила поведения детей в школе: причины плохого поведения, что днлать если поведение неадекватное? Как научить хорошему поведению в школе

Как правило, когда мы слышим о плохом поведении ребенка в школе, большинству из нас представляется ученик начальной школы, который носится на переменах, не слушает учителя, подкладывает кнопки одноклассникам и на задней парте играет в игры.

Правила Интернет-безопасности для детей

Интернет повсеместно проникает в нашу жизнь, а дети растут гораздо быстрее, чем мы замечаем. Именно поэтому важно научить ребенка правилам безопасности в Интернете. Приведем несколько рекомендаций для родителей, призванных познакомить детей с угрозами Интернета и приучить малышей к безопасной работе в нем.

Почему родители не понимают детей

Противостояние «родители-дети» является классическим. Психологи убеждают, что этого не избежать никому. Дело в том, что происходит столкновение взглядов, понятий, суждений и мнений двух поколений.

Почему нельзя кричать на детей — как исправить ситуацию?

Довольно часто, чтобы добиться желаемого результата, взрослые начинают повышать голос на детей. А самое ужасное, что такое себе могут позволить не только родители, но и воспитатели в детском саду, школьные учителя и даже простые прохожие на улице.

Рейтинг@Mail.ru