Главная » Воспитание ребенка » Гиперактивный ребенок — причины, симптомы, диагностика и лечение

Гиперактивный ребенок — причины, симптомы, диагностика и лечение

Гиперактивный ребенок - причины, симптомы, диагностика и лечение

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти. По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в гиперактивного взрослого. У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды, употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение), асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др. К развитию синдрома гиперактивности у детей могут привести инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей. Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, витанием ребенка в облаках.
  • гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают бить тревогу, когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.

Собственно гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.

Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога.

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.). С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

О admin

x

Check Also

Ребенок из детского дома на выходные

Причин, по которым семья может взять ребенка из детского дома на выходные, достаточно много. Например, будущие приемные родители, решившись взять сироту на воспитание, хотят попробовать, как это у них получится.

Ребенок из детдома: в гости или насовсем?

Взять ребенка из детдома в семью уже не считается подвигом. Все больше и больше супругов и одиноких людей берут на себя заботу о брошенных детях. Однако не у всех получается осознать всю ответственность за тех, кого мы приручили.

Ребенок идет в новый класс: как помочь ему адаптироваться?

Неважно, какие обстоятельства стали причиной перехода в новую школу: в любом случае ребенку придется пережить период привыкания к новому коллективу. Обычно это занимает месяц-два.

Ребенок идет в детский сад

This message will be pushed to the admin's iPhone instantly. На днях состоялось моё первое родительское собрание. Самой не верится, что так время летит. Я ходила на собрание в детский сад.

Ребенок и семейные скандалы, BabyTut

В разных семьях складывается разная атмосфера – в одной люди умеют быстро решать конфликты, а в другой без скандалов не обойтись. Это зависит от уровня воспитания, детства, социального положения и здоровья обоих членов семьи.

Ребенок и семейные конфликты

Все знают, что при детях ругаться нельзя. Но иногда об этом забывают. Чем опасны семейные конфликты для развивающегося ребенка? Негативный опыт общения родителей может послужить основой для психологической патологии.

Ребенок и развод: не пережить, а принять!

Люди встречаются, влюбляются, женятся… Потом у них появляются дети, и нередко, несмотря на это событие, они все же разводятся, чтобы начать круг по новой. И все вроде бы ничего, с кем не бывает, вот только детям которым, наравне со взрослыми приходится переживать развод, крайне не сладко из-за того, что их втянули в противостояние родных людей.

Ребенок и развод

Плохой врач лечит болезнь, хороший - причину болезни. Иногда случается так, что папа и мама больше не могут жить вместе. Объяснить малышу, почему рушится его привычный мир, сложно.

Ребенок и мобильный телефон – за и против, когда и какой телефон купить ребенку

Сегодня вряд ли кого-то удивит ребенок с мобильным телефоном в руках. С одной стороны – явление обыденное, а с другой стороны невольно проскакивает мысль – а не рановато ли? Не вредно ли? Разбираемся в плюсах и минусах данного явления, а заодно выясняем – в каком возрасте такой подарок принесет больше пользы, и каким он должен быть.

Ребенок и манеры за столом, Сайт для родителей

Семилетний мальчик сидит за столиком итальянского кафе и радостно раскладывает руками забавную рожицу из макарон. Пару минут назад он вытер рот рукавом и теперь он поглащен новым проектом.

Ребенок и кошка?

девочки доброго всем времени суток! я будучи беременной стала все чаще и чаще задумываться над вопросом совместного нахождения ребенка и кошки в одной квартире.

Ребенок и кошка: учим правильно общаться

Когда-то в вашем доме появился котенок. Он подрос и стал полноправным членом семейства, который требует внимания, ласки, а порой и пытается вами управлять. Вы привязались к пушистому другу и не представляете, что может быть как-нибудь по-другому.

Ребенок и кошка: правила общения

Многие взрослые знают стихи С.Я. Маршака Усатый полосатый. То, что проделывала со своим котенком четырехлетняя девочка, ваш ребенок может повторить в гораздо более раннем возрасте.

Ребенок и кошка, Священная бирма

Недавно я уже попыталась в переписке с покупателем рассказать, как сказывается на детях совместное проживание с кошкой. А потом подумала, что это может быть интересно и другим ; тем, у кого ни разу не было кошки или детей.

Ребенок и кошка в доме — появление младенца в доме где живет кошка

Как воспримет кошка появления в доме младенца (ребенка, новорожденного). Когда обладатель четырёх бархатных лапок становится не единственным , кому будет принадлежать любовь и внимание, будущие родители задумываются: как воспримет их питомец появление новорожденного? Станет ли он другом ребёнку? Или их мурлыка превратится в тигра и надо будет с ней расстаться? Ваша кошка была до этого первым ребенком, центром вашего внимания, и закономерно, если она испытает что-то сродни детской ревности к младшему брату или сестре.

Ребенок и кошка — Калейдоскоп советов

У меня будет ребенок. теперь от кошки придется отказаться! Какой матери не знакомо это внезапное чувство страха, когда она ожидает своего первого ребенка! Страх перед ревностью кошки; страх, что кошка может повредить младенцу, поцарапать его или лечь на него, так что ребенок задохнется.

Ребенок и котенок

Многие задаются вопросом: ;Заводить ли кошку, если в доме маленький ребенок? ; И самим хочется, и ребенок умиляется на кисок в гостях и на прогулке ; дети ведь очень любят животных.

Ребенок и компьютер: влияние компьютера на психическое и физическое здоровье

Правда о влиянии компьютера на психику и физическое развитие ребенка К сожалению, современные дети значительную часть свободного времени проводят перед монитором.

Ребенок и компьютер

Сколько ребенку можно находиться за компьютером? 15 минут? Или 2 часа? Пятилетний ребенок, активно пользующийся благами Интернета на родительском компьютере и самостоятельно включающий себе в качестве развлечений мультики или онлайн-игры, – явление в современном обществе уже привычное.

Ребенок и карманные деньги — Статьи

Карманные деньги – отличный способ научить детей управлять собственными финансами, чтобы в будущем принимать рациональные решения, справляться с ситуациями, когда средств не хватает, и понимать пользу сбережений.

Ребенок и карманные деньги

18 декабря 2011 . Раздел Средняя школа Обычно вопрос с карманными деньгами возникает, когда ребенок достиг школьного возраста и в это время ребенок остается без тщательного внимания не только вас, но и нянек детского сада.

Рейтинг@Mail.ru