Главная » Воспитание ребенка » Гиперактивный ребенок — причины, симптомы, диагностика и лечение

Гиперактивный ребенок — причины, симптомы, диагностика и лечение

Гиперактивный ребенок - причины, симптомы, диагностика и лечение

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти. По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в гиперактивного взрослого. У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды, употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение), асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др. К развитию синдрома гиперактивности у детей могут привести инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей. Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, витанием ребенка в облаках.
  • гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают бить тревогу, когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.

Собственно гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.

Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога.

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.). С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

О admin

x

Check Also

Очень трудный или гиперактивный ребенок — признаки, симптомы, причины

Очень трудный или гиперактивный ребенок - признаки, симптомы, причины. Советы психолога 13.06.2015 18:09 | Комментариев: 0 | Дошкольник Синдром дефицита внимания, сопровождающийся гиперактивностью - на сегодняшний день самая распространенная форма хронического поведенческие расстройства в детском возрасте.

Очень жадный ребенок, BabyTut

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на сайт обязательна! Причины детской жадности – что делать родителям, если ребенок жадный Ответственность за воспитание малыша всегда лежит на родителях.

Очень активный ребенок активный ребенок

Очень активный ребенок: как помочь ему удовлетворить свое любопытство? В гостиной его внимание особенно привлекают книги, кассеты и компакт-диски. В супермаркете он хватает с полок и швыряет на пол все, до чего может дотянуться из коляски.

Очень активный ребенок

Моя дочурка Алинка, которой сейчас 2.2, очень активный ребенок. Она растет абсолютно неугомонная, неуправляемая и с неиссякаемой энергией. То, что квартира наша для невооруженного глаза вполне себе такая обычная квартира, не тронутая разрушительной силой – это результат каждодневных усилий: моих, мужа и моей мамы.

Оформление опекунства над ребенком: где и как сделать, что необходимо

Порядок и условия оформления опекунства над ребенком Оформление опекунства над ребенком – долгая и сложная процедура, которая отпугивает многих людей, желающих взять в свою семью одинокого и беззащитного ребенка.

ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ, Не убивайте детскую мечту!

Счастливый ребенок – мечта и реальность для любящих родителей ; Мама, я все-таки не знаю, кем мне быть, когда вырасту – ветеринаром или певицей. ; Ну, ты можешь сделать ветеринарию своей профессией, а пение – хобби.

ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ, Наказание и поощрение: быть или не быть?

В процессе воспитания моей дочери наказания и поощрения я не использую. Вообще. Я отношу систему наказаний/поощрений к списку манипулятивных техник и поэтому напрочь отказалась от нее.

Отношение детей к разводу родителей: как влияет на судьбу ребенка развод родителей

Влияние развода родителей на психику и поведение детей Отношение детей разводу родителей, как правило, сугубо отрицательное, и даже если между взрослыми давно уже нет любви, малыши все равно предпочитают, чтобы мама и папа жили вместе.

Отвечаем на вопрос — с кем при разводе родителей остается ребенок? (2018 год)

С кем остается ребенок при разводе родителей? Рассматриваем варианты Не выдержав тягот будней семейной жизни, треть всех пар, официально заключивших брак, расстается. Но одно дело, когда в семье дети отсутствуют, и другое, когда они есть.

Особенности дыхания детей: правильно ли дышит ваш ребенок

Особенности дыхания детей: правильно ли дышит ваш ребенок? Недавно наткнулась на заметку, что врачи-пульмонологи считают, что большинство современных детей не умеют дышать.

Оптимизм с рождения или как помочь ребенку стать оптимистичным

Хорошо быть оптимистом и иметь ребенка-оптимиста. Вне зависимости от заложенных природой особенностей, развитию оптимизма у ребенка нужно помогать, всячески поощряя позитивный взгляд на мир.

Определение порядка общения с ребенком при разводе супругов

Как определяется порядок общения с ребенком при разводе супругов? При разводе в основном суд определяет ребенка проживать с матерью. Подобная ситуация никоим образом не сказывает на родительских правах и обязанностях отца.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, усыновление: в чем разница, выплаты при опеке ребенка, плюсы и минусы, Юридические Советы

Усыновление, опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: в чем разница, выплаты при опеке ребенка, плюсы и минусы Государство старается обеспечить ребенку, не имеющему семьи, возможность нормально развиваться и воспитываться, предусматривая для этого несколько разных форм заботы.

Общение с ребенком, Школа жизни

Лучший способ сделать детей хорошими ; сделать их счастливыми. Вы согласны, что дети – цветы нашей жизни? Это понимает каждый родитель, независимо от того, сколько лет его чаду.

Общение с ребенком, ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ, Аккуратность и порядок

Никто не любит признаваться, что он неопрятен или неаккуратен. Все мы независимо от того, чистим ли зубы два раза в день и принимаем ли душ или ванну каждое утро, считаем, что это необходимо.

Общение с детьми после развода: строим линию поведения с ребенком

Как проводить общение с детьми после развода супругов? Расторжение брака ведет за собой ряд серьезных последствий, одно из которых заключается в некоторых особенностях общения родителей с ребенком.

Общение отца с ребенком после развода — порядок, график, время, правила общения

Прекращение брачных отношений сопряжено с прохождением нескольких юридических процедур. Сюда входит установление алиментных обязательств, решение материального раздела совместной собственности и определение правил общения с детьми после развода родителей.

Обучение ребенка чтению

Рекомендуем родителям и педагогам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru. В специальном разделе сайта"Учимся читать" вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения.

Обмороки у детей и подростков (синкопе): причины, что делать если ребенок упал в обморок

Обморок (синкопе) подразумевает под собой кратковременную потерю сознания. Вначале ребенка посещает сильная слабость, его беспокоит шум в ушах, головная боль, потемнение в глазах.

Обиженный ребенок, БебиКлад

Обиженный ребенок полон чувств и эмоций, справиться с которыми он не в состоянии. Вместо того, чтобы высказать свое недовольство, ребенок зачастую замыкается в себе, у него резко падает настроение.

О вреде слова Нельзя или Как правильно запрещать ребенку, Жили-Были

О вреде слова Нельзя или Как правильно запрещать ребенку? В этой статье я хотела бы поговорить на очень серьезную тему – стоит ли запрещать ребенку и если да, то как это делать? Ибо от того, как и в каких количествах вы будете говорить своему ребенку нет будет во многом зависеть ваша модель воспитания.

Рейтинг@Mail.ru