Главная » Воспитание ребенка » Почему мой ребенок ничем не интересуется?

Почему мой ребенок ничем не интересуется?

Родители часто жалуются, что их дети, особенно в возрасте 11–15 лет, ничего не хотят делать, ни к чему не проявляют интереса. Пробуем разобраться, в чем причины такого поведения.

Почему мой ребенок ничем не интересуется?

Моя дочь ничего не хочет, ничем не интересуется, — жалуется мать 14-летней Екатерины. — Не читает, не гуляет, иногда играет в компьютерные игры или слушает музыку в наушниках. Ей вторит мать 11-летнего Егора. Едва вернувшись из школы, он садится за компьютер, играет до ночи и общается там с кем-то, даже гулять не выходит, — рассказывает она. — Если я его упрекаю, он возражает: Я же уроки делаю. Я не знаю, как поступить, но меня это тревожит. Такая озабоченность и тревога знакома многим родителям. Их дети дети, особенно предподросткового и подросткового возраста, не хотят ничего делать. Сидят в своей комнате, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, не хотят разговаривать, сведя все свое общение исключительно к сообщениям в соцсетях. Что тут можно сделать? Как убедить явно немотивированного ребенка сделать хоть что-нибудь? Как противостоять пассивности, которую поддерживают современные технологии?

Давить на ребенка, стыдить его и выговаривать, очевидно, бесполезно. Но это не значит, что родители совершенно беспомощны. Постараемся взглянуть на ситуацию не как воспитатели, а как исследователи. Представьте, что мотивация — не внутреннее качество, не тот двигатель внутри ребенка, который формирует поведение, а, скорее, результат взаимодействия окружающей среды, темперамента ребенка (биологической характеристики, присущей ему с рождения) и его личности (например, кому-то постоянно нужна новизна, кому-то нет, кто-то гораздо более общительный, а кто-то замкнутый), — предлагает Алан Каздин (Alan Kazdin), доктор психологических наук и директор Йельского Центра воспитания детей и клиники по работе с детьми. Он также указывает на два важных момента:

  1. Отсутствие активности и особенности отношения к жизни не являются неизменными и незыблемыми;
  2. Ситуация дома и действия других людей могут очень сильно влиять на мотивацию ребенка.

Нежелание что-либо делать, отсутствие мотивации может иметь под собой множество причин, среди которых могут оказаться и внешние, и внутренние. Так что прежде чем делать выводы, попробуем разобраться, что именно мы считаем отсутствием мотивации. Алан Каздин перечисляет несколько факторов, которые следует принять во внимание.

Иметь свободное время — это не просто нормально, это совершенно необходимо. У многих детей жизнь слишком расписана, чрезмерно занята разными делами, и часто они не могут позволить себе такую роскошь, как просто ничего не делать, помечтать хотя бы часок. Однако ребенку необходимо свободное время. Не поддавайтесь желанию распланировать каждую минуту его жизни, не бойтесь периодов того, что может вам показаться неконструктивным, непродуктивным времяпрепровождением. Позвольте это своему ребенку. А лучше специально выделите для этого время в его расписании. Прекрасно, если у вас обоих есть возможность какое-то время провести вместе без конкретных дел и сроков. Вы можете обсуждать что-то интересное, просто болтать о пустяках, играть в карты, любоваться облаками — делать все, чего хочется в этот момент.

В предподростковом и подростковом возрасте дети часто теряют интерес к домашним делам. Ребенок в этот период сосредоточен на общении с ровесниками. Они слушают одну и ту же музыку, носят похожую одежду, даже шутят на одни и те же темы. Им свойственно презрение ко всем взрослым. В этом случае отсутствие мотивации к выполнению домашних дел абсолютно естественно. Если до этого времени вы успели выработать определенный порядок и традиции в доме, например, вместе обедать и ужинать, заниматься какими-то домашними делами, выбираться куда-то, то гораздо легче продолжать это делать и тогда, когда маленький ребенок превращается в подростка. Это помогает ребенку участвовать в семейной жизни.

Одна из ситуаций, которая должна вызвать у вас беспокойство, это когда ребенок, который всегда был активным, общительным и заинтересованным, вдруг становится вялым, сидит дома, почти ничего не делает и не выражает интереса ни к какой деятельности. Такие изменения в поведении могут быть признаком депрессии. Это не единственная причина, но одна из возможных. Поэтому важно обратить внимание на то, что ребенок говорит о себе. Если его замечания выражают негативную оценку самого себя (я ничего не могу сделать как надо) или окружающего мира (вокруг нет больше ничего интересного) или безнадежность в отношении будущего (это все закончится так же плохо, как и всегда), это серьезный повод для беспокойства.

Он может стать более раздражительным и чувствительным, чем обычно, у него могут измениться привычки в том, как он ест, как спит. Даже кажущиеся шутливыми комментарии между делом типа лучше бы я умер важно воспринимать серьезно, если они повторяются. Если у вас возникли сомнения, то обязательно проконсультируйтесь с профессиональным психологом.

Также возможно, что ваш ребенок не может сконцентрироваться, и именно это вам кажется отсутствием мотивации. В этом случае не обязательно причиной является отсутствие интереса или депрессивное настроение. Вероятно, все дело в трудностях с произвольным вниманием: ребенок просто физически не в состоянии выполнять одну и ту же задачу дольше нескольких минут, он тут же переключается на другую, потом еще на одну. Это может случаться и дома, и в школе, или вообще везде. У всех время от времени возникают затруднения с фокусированием внимания, поэтому необходимо выяснить, как часто это повторяется. Очень часто таким детям спешат поставить диагноз — синдром дефицита внимания, но это не единственная причина такого поведения. Если ребенок испытывает сложности такого рода, то лучше проконсультироваться с квалифицированным специалистом.

Отсутствие мотивации может также являться реакцией на стресс. Взрослые часто даже не рассматривают такую вероятность. Почему-то им кажется, что у детей не может быть стресса. Но ведь у ребенка гораздо уже круг общения, видов деятельности, поэтому и проблемы в какой-то из областей их жизни они воспринимают гораздо серьезнее. Реакция ребенка на стресс может выглядеть как депрессия, и она часто появляется в ответ на определенные события. Например, если разрываются какие-то отношения с ровесниками, это может быть очень травматичным для ребенка, пусть даже это не подразумевает развод или судебные тяжбы. Сюда же можно отнести насмешки ровесников (за лишний вес, за отставание по какому-либо предмету). Кажущееся нам пустяковым событие может превратиться в серьезную проблему в жизни ребенка.

Отсутствие мотивации в общем или в определенной области?

Отсутствие мотивации и кажущаяся лень могут касаться какой-то определенной стороны жизни ребенка. Например, дети, которых дразнят или обижают в школе, могут очень долго собираться по утрам и демонстрировать отсутствие интереса к учебе. Они словно еле волочат ноги, никак не могут собраться. Часто это очень раздражает родителей, но тут необходимо задуматься, отсутствует ли у ребенка мотивация вообще, или это связано именно со школой, потому что там происходит что-то неприятное для него?

Или часто бывает, что дети, испытывающие трудности с учебой, ведут себя так, будто совсем не стараются. Они и на самом деле могут уже и не стараться, потому что это уже кажется им бесполезным. Если недостаток мотивации относится конкретно к школе, нужно выяснить, нет ли у ребенка проблем с учебой, понять, что именно с ним происходит.

Даже если ваши бесконечные требования, чтобы ребенок перестал сидеть на месте и занялся чем-нибудь, не принесли никакого результата, это не значит, что вы ничего не можете изменить.

Для начала вы можете ограничить то время, которое ребенок проводит за компьютером или телефоном. Вы должны это сделать без агрессии, но очень твердо, потому что пассивность, активно поддерживаемая современной техникой, может свести на нет все ваши попытки разжечь интерес хоть к чему-то. Конечно, если ваш ребенок проводит большое количество времени со своими товарищами-гениями, собирая компьютеры из запасных частей и разговаривая на ими же придуманном языке, то это уже совсем другое дело. Это уже интерес, а не отвлечение от интересов.

Поддерживать дружеские отношения с взрослеющим ребенком поможет тренинг Елены Ларечиной — детского психолога и автора практического руководства для родителей Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка.

Стремясь следовать самым разным рецептам, желая поступать как можно правильнее, сегодня многие родители. очень сомневаются в себе. Психотерапевт Анн-Катрин Перно-Массон предлагает нам найти решение.

Нашим детям нелегко пережить этот период между детством и зрелостью. Еще тяжелее родителям: в это время мы нередко воспринимаем подростков как инопланетян, относимся к ним настороженно и даже с опаской.

Просмотр порно нередко бывает первым шагом к взрослой сексуальности. Как это влияет на восприятие секса и отношений в дальнейшем?

О admin

x

Check Also

Проколоть уши ребенку: противопоказания, во сколько лет, где и как прокалывать

Прокалывание ушей детям: в каком возрасте и каким способом Серёжки в крохотных мочках маленьких детей смотрятся особенно трогательно и мило. Однако вопрос о том, в каком возрасте можно и когда лучше всего прокалывать ушки девочке, – не только эстетическая, но и медицинская проблема.

Проверьте, готов ли ваш ребенок к школе? Телеканал О!

Психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент означает надежность и качество будущей постройки. Особый феномен психологической готовности к школе заключается в том, что он означает конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.

Про рождение ребенка после 40 лет — Вопросы и ответы — Доктор Комаровский

У нас с женой нет детей, так как до настоящего момента мы не были готовы к их появлению. Сейчас жене 48 лет и она хочет ребенка, менструальный цикл есть только периодами. Одна наша знакомая родила ребенка в 49 лет, вроде бы здоровый.

Приемный ребенок в семье – адаптация, воспитание, ошибки

Появление приемного ребенка в семье – огромная ответственность для родителей. Многие пары, решившиеся на усыновление, затрудняются с выбором корректной модели поведения и задаются вопросом, как правильно воспитать этого одновременно своего и в то же время чужого малыша.

Приемный ребенок

Любой случай усыновления — это уникальное стечение обстоятельств, в котором сходятся пути ребенка и взрослых, не имеющих (за редким исключением) биологического родства.

При разводе во сколько лет ребенок решает с кем из родителей жить

При разводе во сколько лет ребенок решает с кем из родителей жить В каком возрасте ребенок выбирает с кем жить после развода родителей? Статья 65. Осуществление родительских прав (семейный кодекс РФ) 3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

Презентация — Как помочь своему ребенку хорошо учиться? помощь при проведении родительского собрания

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ Чтобы учение было успешным … Что обеспечивает успех урока? Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился? Что способствует повышению успеваемости дома? — Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? Легко ли быть учеником? Нет, потому что надо решать сложные примеры.

Право проживания с ребенком после развода

Рассказать Рекоммендовать Семейные отношения не всегда бывают такими, как в сказке "и жили они долго и счастливо, пока смерть не разлучила их". Иногда люди, вступившие в брак, понимают, что они совершили ошибку.

Правильный ребенок — Перуница

Сейчас, на момент написания этого материала, в январе 2011 года, моей дочери 1 год и 9 месяцев. Мне часто задают вопросы, касающиеся жизни с детьми в селе, на природе.

Правильный ребенок

Почему я считаю что мой опыт кому-то интересен? Потому что мой опыт дал отличный результат; и потому, что он расходится с многими общественно укоренившимися мнениями. Растить ребенка нам легко и приятно, мы испытываем массу удовольствия, и не испытываем никаких проблем или трудностей.

Правильный подход к неуправляемому ребенку

Причины неуправляемости и что делать родителям Приблизительно в возрасте трех лет многие дети становятся неуправляемыми, непослушными и капризными. Редкий родитель смотрит на такое поведение отпрыска сквозь пальцы.

Права несовершеннолетних детей

Жителям благополучного 21 века трудно поверить, что еще столетие назад не было документа фиксировавшего права ребенка. Малыши и подростки полностью принадлежали своим родителям и только те решали, как сложится их жизнь: где они будут жить, получат ли образование и когда начнут работать.

Почему я чувствую вину перед ребенком? Как помочь самой себе? Здоровье мамы

Почему я чувствую вину перед ребенком? Как помочь самой себе? Закрывая входную дверь квартиры, вы в очередной раз смахиваете слезу. Малыш держал вас за руку, не хотел отпускать, плакал и умолял остаться дома.

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой? Это Жизнь

Почему ребенок так ужасно ведет себя со мной? Этот вопрос чаще всего задают родители психологам. Мой ребенок прилежно ведет себя в детском садике, педагоги хвалят его за прекрасное поведение, даже няня говорит, что никаких проблем с ним нет! И только с мамой начинаются истерики, капризы и ужасное поведение.

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой?

Почему ребенок так ужасно ведет себя со мной? Этот вопрос чаще всего задают родители психологам. Мой ребенок прилежно ведет себя в детском садике, педагоги хвалят его за прекрасное поведение, даже няня говорит, что никаких проблем с ним нет! И только с мамой начинаются истерики, капризы и ужасное поведение.

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой, Православие и мир

Екатерина Бурмистрова. Фото Ивана Джабира Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду.

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой, Покрова

Психологическая мозаика – новая рубрика семейного психолога Екатерины Бурмистровой. Это короткий и понятный рассказ о разных аспектах детского воспитания с точки зрения возрастной психологии.

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой, Rusnext Весна

Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях.

Почему ребенок устраивает истерики и как правильно реагировать, чтобы успокоить малыша: советы психологов

Почему ребенок часто закатывает истерики: причины и что делать Вне зависимости от причины детской истерики (будь то обида, злость, ярость, невоспитанность и т. д.) взрослый обязательно должен отреагировать на такое поведение малыша.

Почему ребенок такой вредный?

Автор: Людочка - Лягушка Серебряная мамочка Откуда: Днепропетровск Зарегистрирован: 20-02 Приглашений: 5 Сообщений: 2968 Уважение: +183 Позитив: +129 Пол: Женский Возраст: 30 [1987-06-12] ICQ: 600089819 Призовые места в конкурсах: -2 -3 -3 Награды: :: Реальное имя: Людмила Провел на форуме: 23 дня 15 часов Последний визит: Почему ребенок такой вредный? Резко возник период, что он перечит всем и сам себе.

Почему ребенок стесняется

В случае, если ребенок слишком стесняется, ему нужна срочная помощь в преодолении робости. Дело в том, что без необходимой уверенности, дети не могут получать полноценный социальный опыт.

Рейтинг@Mail.ru