Главная » Я мама » Гиперактивные дети: причины и признаки гиперактивности — ЦДО №2

Гиперактивные дети: причины и признаки гиперактивности — ЦДО №2

Гиперактивные дети: причины и признаки гиперактивности

Каким образом, кто и на основании каких симптомов и результатов каких исследований ставит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности)? Как отличить просто активного и непоседливого ребенка от гиперактивного? Каким образом понять, в каком случае в плохом и неуправляемом поведении ребенка виновата физиология практически неуловимые изменения в работе головного мозга, а в каком недостатки нашего воспитания и неправильное отношение к своему собственному ребенку? Как понять — он сходит с ума потому, что не может совладать с собой, или потому, что ему отчаянно не хватает нашей любви и в своем асоциальном поведении он видит единственный способ воззвать к нам: мама! папа! мне плохо, я одинок, помогите мне, любите меня.

Гиперактивные дети: причины и признаки гиперактивности - ЦДО №2

Г.Н. Монина в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания, дает следующее определение СДВГ это комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаться в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.

Такие характеристики, как невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, присущи любому ребенку, особенно если речь идет о единственном и слегка избалованном мамушками и бабушками чаде. Но основное отличие ребенка гиперактивного от обычного ребенка, которому скучно или дискомфортно или просто такое настроение сегодня, заключается в том, что гиперактивный ребенок такой всегда, везде и в любом окружении: и дома, и в школе, и с друзьями. Он просто не может быть иным. Это не его вина такова конституция его психики. Он не в состоянии владеть и управлять ни своими эмоциями, ни как следует управлять своим телом (наблюдения свидетельствуют о том, что три четверти таких детей страдают диспраксией, попросту говоря неуклюжестью). Его нельзя ругать за это. Применение жестких воспитательных мер только усугубит чувство собственной неполноценности, неуравновешенность и вспыльчивость, и без того присущие детям с СДВГ.

Гиперактивные дети: причины и признаки гиперактивности - ЦДО №2

Несмотря на то, что первые симптомы СДВГ могут проявляться уже с самого рождения ребенка (повышенный мышечный тонус, плохой сон, постоянное срыгивание большого количества пищи), проблемы с таким ребенком начинаются, как правило, в детском саду и становятся наиболее заметными в начальной школе. Это связано с тем, что, попадая в детский коллектив, ребенок вынужден подчиняться общим правилам, тихо себя вести, владеть своими эмоциями, концентрировать свое внимание на учебных занятиях, которые далеко не всегда бывают интересными. Плюс к этому добавляется стресс, связанный с изменением привычной обстановки и необходимостью контактировать с большим количеством людей, на что ребенок, страдающий СДВГ, просто не способен.

И если детский сад все-таки предполагает еще некоторую свободу в выборе активности, то начальная школа строго регламентирует как продолжительность и интенсивность, так и выбор видов деятельности. Учебная деятельность представляет собой большую трудность для детей, чья способность концентрировать свое внимание и управлять своим поведением нарушена.

Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребенка гиперактивности, делятся на три группы: дефицит внимания, двигательная расторможенность и импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующую схему наблюдения за ребенком с целью выявления возможных признаков гиперактивности.

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.
  1. Постоянно ерзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
  4. Очень говорлив.
  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. Плохо сосредоточивает внимание.
  4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других нет, на одних уроках он успешен, на других нет.)

Согласно П. Бейкеру и М. Алворду, если в возрасте до 7 лет постоянно (на протяжении более полугода) проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

В России психологи традиционно выделяют следующие признаки, являющиеся симптомами наличия СДВГ у ребенка:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки объединяются в те же самые три группы:

  • чрезмерная двигательная активность;
  • импульсивность;
  • отвлекаемость-невнимательность.

Несколько отличается только цифра необходимого наличия признаков. Российские специалисты считают диагноз правомерным, если у ребенка в течение шести месяцев наблюдают по меньшей мере восемь симптомов из вышеприведенного списка.

Наличие у ребенка данных признаков не является достаточным основанием для постановки диагноза. Это лишь причина для проведения дополнительного обследования у соответствующих специалистов. К сожалению, практикующие психологи отмечают тот факт, что нередко ярлык гиперактивность приклеивается сотрудниками общеобразовательных учреждений любому неудобному ребенку и служит своего рода прикрытием для нежелания или отсутствия у педагога опыта или возможности должным образом организовывать работу с детьми.

Поэтому еще раз повторяем ни педагог, ни родители, ни школьный психолог или психолог в детском саду не могут самостоятельно, без специальных диагностических исследований и консультаций с неврологом и психоневрологом поставить диагноз гиперактивность. Поэтому если после проведения очередной серии тестов или просто после очередной выходки вашего чада педагог, психолог или администрация дошкольного учреждения или школы вызывают вас и ставят вашему ребенку диагноз гиперактивность, то вы имеете все основания усомниться в их профессиональной компетенции. Максимум, что они могут сделать, это посоветовать вам обратиться к специалисту. Причем нужно заметить, что данная консультация является делом абсолютно добровольным!

Другими словами, никто ни директор или администрация школы, ни психолог, ни воспитатели или учителя, ни родители других детей не имеют права требовать от вас обязательного прохождения медицинского освидетельствования или исследования. С другой стороны, ни психолог, ни учитель или воспитатель, ни директор школы или заведующий садика не имеют права сообщать другим детям или их родителям результаты психологических тестов или любых других медицинских исследований, проведенных в учебном учреждении, другим детям, их родителям, ни кому бы то ни было еще, кроме законных представителей несовершеннолетнего ребенка. Это нарушение медицинской тайны.

В случае же, если психолог или классный руководитель в корректной форме информируют вас о наличии проблем с поведением и концентрацией внимания у вашего ребенка, идеально начать с подробной и доверительной консультации с хорошим педиатром, которому вы доверяете и который поможет вам разработать план дальнейших исследований, посоветует хорошего невролога и, в случае необходимости, психоневролога. И только после получения результатов диагностических исследований, по совокупности мнений нескольких врачей (как минимум — педиатр и невролог), ставится диагноз СДВГ.

О admin

x

Check Also

Совместный сон с ребенком: как правильно организовать

Совместный сон с ребенком: как правильно организовать В научном мире ведутся жаркие споры по теме совместного сна матери и ребенка. Стороны разделились на два мнения: одни считают это полезным для ...

Совместный сон нужен всем ᑞ Совместный сон ᑞ Кормим грудью!

Как правильно организовать сон маленького ребенка? Целесообразно ли брать его к себе в кровать или лучше пусть спит в детской кроватке? Как быть с ночными кормлениями? Еще совсем недавно такие ...

Польза совместного сна с ребенком

Малыши, которые кормятся искусственно, тоже имеют потребность пососать по ночам. Как сделать совместный сон с ребенком максимально комфортным? 19 советов от опытных мам Потребность в совместном сне, есть у всех ...

С кем спать? Совместный сон с ребенком, Мама кормит

Совместный сон — залог успешного кормления грудью! Совместный сон с ребенком – тема для неутихающих дискуссий. Все, кто интересуется воспитанием детей, имеют собственную непримиримую позицию по данному вопросу. И я ...

Совместный сон малыша с родителями

Главный еврей России наставник президентов, Берл Лазар, педофил. Гомик извращенец, дегенерат и нарко. Будь проклят большевизм! Сколько ещё будет гнить мумия сифилитика на главной площади ! Явный новодел. От «холодных ...

Совместный сон с ребенком все За и Против

Все, у кого есть детки, с появлением малыша в доме, сталкивались с проблемой: положить ли ребеночка спать в кроватку одного или вместе с собой? Этот вопрос, наверняка, коснулся всех, и ...

Совместный сон с грудничком, Женские советы

Для многих современных родителей совместный сон с ребенком может показаться этаким нововведением. Да это и не удивительно, ведь современные специалисты особенно западные пропагандируют воспитание самостоятельности у детей, а соответственно и ...

СОВМЕСТНЫЙ СОН МАЛЫША С РОДИТЕЛЯМИ

Новых за месяц: 4 Новых за неделю: 1 Новых сегодня: 0 Модераторов: 0 Админов: 1 Парней: 25603 Девушек: 1362 Спать или нет в одной постели с ребенком? распад на куски ...

Совместный сон с ребенком, Семья и мама

Воспитание, здоровье, развитие детей. Тайм-менеджмент для мам Здравствуйте, дорогие друзья, читатели блога Семья и мама. Сегодня хочу затронуть тему совместного сна с ребенком. На эту тему постоянно ведутся споры, есть ...

Женские секреты — Совместный сон малыша с родителями

Спать или нет в одной постели с ребенком? Для начала уточню, что я буду иметь в виду маленького ребенка, от рождения до, примерно, трехлетнего возраста. Если бы родители знали, что ...

Совместный сон

Как только малыш появляется на свет, начинается процесс обустройства комнаты. И вот, наконец, когда новорожденный возвращается из роддома домой, его ожидает множество красивых и нужных вещей. Вроде кроватка куплена, но ...

Совместный сон с малышом: хитрости и нюансы — Дети в малине

Стоит ли брать младенца в родительскую постель? Веские аргументы приводят как сторонники совместного сна, так и его противники. Как всегда, побеждает золотая середина: ночи бок о бок действительно дают преимущества ...

Совместный сон с грудничком, Мамин малыш

Как-то услышала фразу: Первые дети – экспериментальные. Именно на них большинство родителей совершают свои серьезные и не очень ошибки, которых потом стараются всеми силами избегать с младшими детьми. Я уже ...

Выбор сердца

Cейчас кроватка присутствует практически в каждом доме, где есть ребёнок. На этом атрибуте детства зарабатываются немалые деньги. А что приобретают наши дети, когда спят отдельно? Безопасность, на которую делают акцент ...

Совместный сон с новорожденным

Совместный сон родителей с новорожденным ребенком и грудничком: взвешиваем все за и против Красивая кроватка или люлька – приданое, которое родители спешат купить незадолго до рождения малыша. Они выглядят славно, ...

Практикуем совместный сон с новорожденным: требования к родителям

Совместный сон с новорожденным: что советует Комаровский? Мнение Евгения Комаровского и родителей по поводу совместного сна расходится по различным причинам. Педиатр призывает родителей решать самостоятельно, нужен ли им совместный сон ...

Совместный сон с малышом — вредно или полезно?

Наверняка, вернувшись из роддома, ты столкнулась с вопросом: укладывать малютку спать в специально купленную для него кроватку или плюнуть на советы мамы и свекрови (Не приучай!), и спокойно уснуть, обняв ...

Совместный сон с малышом: За и Против, 7ya

Еще каких-то 15-20 лет назад о совместном сне мамы с младенцем и речи не было. Педиатры старшего поколения сходились во мнении, что из маминого животика малютка должен прямиком попадать в ...

Совместный сон с ребёнком

ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов Генератор японских иероглифовПрограмма для перевода английских и русских слов в японские иероглифы. Для качественного поиска достаточно ввести слово на английском или ...

Совместный сон с малышом — Тиш

Существует множество вариантов совместного сна, т.е. ситуации, когда ребенок спит в тесном физическом и эмоциональном контакте с родителями, часто на расстоянии вытянутой руки. Совместный сон с ребенком не ограничивается только ...

Совместный сон с новорожденным: плюсы и минусы

Сон малыша вдвойне дорог мамам, поскольку и у них появится возможность отдохнуть и выспаться. Одним спокойней, когда кроха мирно сопит рядом, поэтому практикуется совместный сон с новорожденным. Другие категорически против ...

Рейтинг@Mail.ru